Arums, irises et mimosas (vase bleu avec des fleurs sur une nappe bleue)
1913
Huile sur toile
146,7 x 97,7 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3303
Inv. GMNZI: 125
Исполненные художником под впечатлением от яркой и выразительной местной флоры, «Арумы, ирисы и мимоза» — своего рода завершение импровизированной цветочной сюиты, созданной Матиссом в Марокко. Мастер работал над полотном в Танжере, в отеле «Вилла де Франс», где он получил отдельную комнату для занятий живописью. В отличие от полотен, в которых столь велика роль захватившего Матисса солнечного света Северной Африки, «Арумы, ирисы и мимоза» построены на тонких переходах синего и зеленого цветов, которые подчеркивают эффекты мягкого интерьерного освещения. Драпировки с цветочным орнаментом активно участвуют в композиции картины, концентрируя внимание на чуть «опрокинутом» на зрителя и почти дематериализованном столике с вазой. Подчеркивая «арабесковость» живописи Матисса, русский критик Петр Перцов писал: «Уроженец Запада, Матисс смотрит на мир глазами восточного человека, как на царство чистой живописности, — на свободный разбег красок, которые не заключены <…> в рамках определенного предмета, а существуют сами по себе, стремясь в своей непрерывной текучести охватить возможно большее пространство…»
Несомненно, работая над произведением, Матисс планировал развить ансамбль, созданный им чуть более года назад в Розовой гостиной дома С.И. Щукина. Уже летом 1912 года меценат приобрел для него «Красных рыб» (ГМИИ) и, вероятно, договорился о заказе парной им композиции. Об этом Щукин напомнил Матиссу в письме в августе того же года. Однако ожидание затянулось, и «пандан», а вернее, даже два дополнения были готовы лишь к весне 1913 года. В сходном с «Красными рыбами» формате Матисс создал два натюрморта: «Букет цветов. Каллы» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Арумы, ирисы и мимоза». Причем первый скорее всего выступил в качестве эскиза для второго.
Ал.П.